Классика в современниках "Баядерка", "Лебединое озеро" и "Дон Кихот" в Мариинском театре
На балетном фестивале "Мариинский" (о его начале "Ъ" писал 16 апреля) после премьеры современного "Парка" в свои законные права вступила классика — "Баядерка", "Лебединое озеро" и "Дон Кихот". Фестивальная концепция этого года — международные танцевальные пары — привела к неожиданным сочетаниям партнеров и весьма пестрым художественным впечатлениям, считает ОЛЬГА ФЕДОРЧЕНКО.
"Баядерку" распределили между солисткой Королевского балета и "Ковент-Гарден" бразильянкой Робертой Маркес (Никия), Анастасией Матвиенко (Гамзатти) и Владимиром Шкляровым (Солор). Трио подобралось странное: миниатюрная Маркес буквально в пупок дышала своим партнерам — рослым Матвиенко и Шклярову. Художественные характеристики госпожи Маркес довольно стандартные: крепкая пальцевая техника, хороший апломб, средненькие вращения и прыжок. Миниатюрность сложения (уделом Маркес в Мариинском театре были бы маленькие лебеди, Красная Шапочка в "Спящей красавице" и Амур в "Дон Кихоте") исключает эпический размах и плавную кантилену движений. Зато ее Никия, весьма предсказуемая в танцевальных эпизодах, наполнила истинно латинским темпераментом (с легкой примесью мелодраматичности, так свойственной бразильским сериалам) пантомимные эпизоды. В знаменитой сцене ревности, когда баядерка узнает, что ее возлюбленный является женихом Гамзатти, она в таком гневе отшвыривала соперницу, что пришлось невольно порадоваться за госпожу Матвиенко, находящуюся в более крупной весовой категории. Иначе дело бы кончилось нокаутом. Владимир Шкляров исполнил партию Солора с похвальным усердием. Высоко летал, мягко приземлялся, в коде третьего акта блеснул идеальными двойными ассамбле. Не радовали лишь связки между танцевальными комбинациями: по сцене Солор перемещался походкой грузчика, уставшего на работе. В актерском плане до темперамента госпожи Маркес господину Шклярову очень и очень далеко: терзающийся угрызениями совести Солор похож на провинившегося ученика, которого вызывают в кабинет директора школы.
В "Лебедином озере" с Дэвидом Холбергом (АВТ) танцор хорош настолько, что даже пугаешься этой идеальности: у него безупречные пропорции, внешность Аполлона, уникальная пластическая выразительность и редчайшая сценическая естественность. Он невероятно органичен в каждое мгновение театрального существования: приветствует ли его Зигфрид гостей, танцует ли с придворными или наполняет кубок вином — каждым жестом, каждым шагом любуешься бесконечно. Холберга не назовешь всемогущим в техническом отношении: больше трех пируэтов с одного приема он не сделал, не поразил в вариации второго акта связкой воздушных туров, некоторые приземления после прыжков были жестковаты. Но его принц настолько нежен и лиричен, что, даже оторвав крылья Ротбарту, внутренне сочувствует злодею и не знает: что ему теперь делать с таким охотничьим трофеем.
Волнующе хороша была Екатерина Кондаурова, решительности и динамизма у которой не занимать. Кажется, ее Одетта приняла решение о самоубийстве и проживает последний день жизни перед тем, как покончить с собой. Появление Зигфрида лишь чуть отодвигает исполнение приговора, героиня Кондауровой не нуждается ни в сочувствии, ни в поддержке. Приговор словно вынесен и Одиллии, живущей, как роскошная бабочка, одним днем и оттого танцующей взвинченно и нервно, смазав фуэте.
Зато в "Дон Кихоте" премьеры Денис Матвиенко и Эшли Боудер ("Нью-Йорк Сити Балле") не смазали почти ничего (ну выскочила на коду в дриадах балерина чуть раньше). Но лучше бы им было допустить побольше оплошностей: глядишь, пошло бы веселее и кардиограмма спектакля не вела бы идеально ровную линию. Лишь мужские пируэты в 12 оборотов и продолжительное стояние балерины на пальцах в аттитюде в финальном па-де-де вызвали кратковременный энтузиазм зрительного зала. Впрочем, нет: Карэн Иоаннисян во второстепенной партии Эспады клинком разрезал пространство в лихо запрокидывающихся ранверсе, пролетал полсцены в невозмутимо-аристократичных ассамбле и получил абсолютно заслуженные бурные аплодисменты галерки, что куда ценнее вежливых хлопков партера.
Три балета на музыку Шопена У вечера, состоявшегося в рамках ХI международного фестиваля балета «Мариинский» 19 апреля, была своя внутренняя драматургия Игорь СТУПНИКОВ
Зрители увидели три одноактных спектакля на музыку Шопена, поставленные в разные эпохи разными хореографами, – «Шопениану» Михаила Фокина (1908), «В ночи» Джерома Роббинса (1970) и премьеру балета Бенджамина Мильпье Without (2009), перенесенного на Мариинскую сцену. Произошла своеобразная перекличка времен, сопоставление эстетических взглядов хореографов, обращавшихся к музыке великого композитора.
«Шопениана», воскрешающая романтические образы ХIХ века, всегда была одним из краеугольных камней в репертуаре Мариинского театра. Из поколения в поколение здесь сберегали его красоту и поэтичность. С тонким ощущением стиля танцевали Екатерина Осмолкина, Ксения Острейковская, Яна Селина и Александр Париш.
В марте 1992 года балет «В ночи» американского хореографа-легенды Джерома Роббинса появился на Мариинской сцене, Роббинс сам наблюдал за ходом репетиций и тщательно работал с нашими танцовщиками. Три адажио составляют основу балета, три пары танцовщиков повествуют о поисках своей судьбы. Каждый дуэт-диалог окрашен своим настроением. Трепет первого свидания тонко передали Мария Ширинкина и Филипп Степин, покой обретенного счастья звучал в танце Алины Сомовой и Евгения Иванченко, драматизмом и экспрессией наполнили свой диалог Ульяна Лопаткина и Данила Корсунцев.
Зрители уже привыкли, что своим балетам хореографы нередко дают названия, не имеющие никакого отношения к их содержанию. Так поступил и молодой американский балетмейстер Бенджамин Мельпье, назвав свое сочинение Without (английский предлог – «без, вне, за»). По форме этот балет представляет собрание концертных танцев для десяти солистов, однако на всем сочинении лежит печать вторичности – хореограф во всем повторяет стилистику и манеру своего знаменитого предшественника Джерома Роббинса. Мильпье, вне сомнений, мастер дуэтного танца, но его дуэты лишены духовности, смысла, индивидуальной окраски. Они напоминают урок дуэтного танца в академии хореографии, где важна лишь техника исполнения. Иногда, словно в растерянности, балетмейстер заставляет танцовщиков просто бегать по сцене. А такие мастера, занятые в премьере, как, скажем, Денис Матвиенко, Владимир Шкляров или Алина Сомова, заслуживают, вне сомнений, более серьезного и благодатного материала для своего творчества.
Балеты «В ночи» и Without шли в сопровождении рояля – музыку Шопена с тонким пониманием и нюансировкой исполнили Лидия Зверева и Филипп Копачевский.
Нестройные финальные аккорды ХI международный фестиваль балета «Мариинский» закончился гала-концертом звезд мирового балета. Программа состояла из сочинений разных хореографов, творческий вклад которых в мировую культуру оказался весьма различным, да и вся программа, казалось, собиралась по принципу «с миру по сосенке», без строгого отбора номеров и исполнителей Игорь СТУПНИКОВ
Солист Штутгартского балета Фридман Фогель исполнил миниатюру «Брюзга» на музыку Карла Баха, хореография которой напоминала припадок эпилепсии: тело танцовщика извивалось, сжималось в судорогах, мучительно сотрясалось на планшете сцены. Работы балетмейстера Эмиля Фаски вообще не смотрятся на большой сцене, они годятся для экспериментальной студии, где новички показывают свои работы. Его номер «Нирвана», технически свободно исполненный Олесей Новиковой и Максимом Зюзиным, напоминал акробатический этюд в наполненном паром джакузи. Неудачно выбрали репертуар для своего выступления замечательные танцовщики Королевского балета Алина Кожохару и Йохан Кобборг – сцена из многоактного основанного на исторических событиях балета «Майерлинг» была непонятна по сути. Вырванная из широкого контекста, она не давала возможности понять, кто есть кто и почему между героями разыгрывается кровавая драма. Солист Американского театра балета Дэвид Холберг танцевал миниатюру Фредерика Аштона «Танец блаженных душ» на знаменитую музыку Глюка «Плач Орфея», но танцовщик в разрез с музыкой изображал манерного Нарцисса.
Публика облегченно вздохнула, когда на сцене появились Эшли Боудер из Нью-Йорк-Сити балета и наш Денис Матвиенко, с темпераментом, блеском и юмором исполнившие зажигательную «Тарантеллу» в хореографии Джорджа Баланчина. Анастасия Матвиенко и Игорь Колб с мастерством и изяществом передали красоту «Классического па-де-де» на музыку Обера. Зал наградил овациями танцовщиков-виртуозов Викторию Терешкину и Владимира Шклярова в изыскано красивом и необычайно сложном «Па-де-де» на музыку Чайковского в хореографии Джорджа Баланчина.
Начался гала-концерт балетом Альберто Алонсо – Родиона Щедрина «Кармен-сюита», где в главной партии выступила кубинская балерина Вингсэй Вальдес. Все ждали от танцовщицы яркого темперамента, всплеска страстей. Но, увы, Кармен Вальдес выглядела рационально спокойной, уравновешенной, словно безразличной к знакам судьбы.
Завершился концерт балетом Джорджа Баланчина «Бриллианты», где с тонким ощущением стиля танцевали кордебалет Мариинского театра и солисты Алина Сомова и Данила Корсунцев.
Гала-концерт как жанр всегда требует точного и тонкого выбора репертуара и исполнителей. Случайности отбора всегда оборачиваются творческим проигрышем, скукой в зрительном зале и неизбежным разочарованием.
С триумфом прошел в Москве знаменитый балет "Легенда о любви" в исполнении "Звезд белых ночей" 27.05.2011 10:30 |
МОСКВА, 27 мая. /Корр. ИТАР-ТАСС Ася Арутюнян/.
Знаменитый балет "Легенда о любви" в исполнении "Звезд белых ночей" с триумфом прошел в четверг вечером в Москве. Спектакль Арифа Меликова в хореографии Юрия Григоровича состоялся в рамках традиционного музыкального фестиваля, который под художественным руководством Валерия Гергиева на три дня приехал из Санкт-Петербурга в столицу.
Концертный зал "Крокус Сити Холл", рассчитанный на более, чем шесть тысяч человек, был практически полон. Гергиев накануне признался, что рискованным шагом был выбор именно этой площадки, так как она существенно отличается от театральной сцены. Да и акустика, как выяснилось, недостаточно хороша для балетной или оперной постановки. Однако это все не помешало тысячам любителей прекрасного насладиться трехчасовым спектаклем.
По словам Гергиева, "фестиваль посвящает вечера в Москве 50-летию знаменитого балета композитора Арифа Меликова "Легенда о любви" в хореографии Григоровича". "Этот спектакль кроме как историческим, я назвать не могу. Поэтому с большим волнением и ответственностью я буду сегодня дирижировать", - признался маэстро журналистам перед началом балета.
Действительно, легендарный балет в этом году отмечает полвека. Мировая его премьера состоялась в 1961 году в Театре оперы и балета имени Кирова /Мариинский театр/ и произвела революцию в балете. "Легенда о любви" - родной для нашего театра балет. Мы счастливы и горды тем, что в течение уже 50 лет он украшает афишу Мариинки", - сказал заведующий балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев.
Как и обещал Гергиев накануне, композитор Ариф Меликов приехал на показ своего балета. Музыкант был невероятно бодрым и радостным, и, как сам откровенно признался журналистам, "он бы днями и ночами говорил про свое детище". "Легенда о любви" принесла мне столько счастья за эти полвека и приносит, чему свидетельствует сегодняшний день, - делился впечатлениями маэстро. - Я старею, а мое детище остается молодым, - это действительно большое счастье для меня".
История спектакля основана на восточной сказке о царице Мехменэ Бану, которая пожертвовала своей красотой ради выздоровления сестры - по велению бродячего колдуна она навсегда завесила лицо платком. Сестра Ширин выживает, но дальше начинается драма - появляется юный и прекрасный Ферхад, в которого влюбляются обе девушки.
В образы героев входили поистине яркие звезды. Столичная публика наслаждалась мастерством ведущих артистов Мариинского театра - Ульяны Лопаткиной, Алины Сомовой, Евгения Иванченко, Ильи Кузнецова. Все они, размышляя о секрете долголетия спектакля, пришли к выводу о том, что "он заключается в гениальной музыке и хореографии".
Еще один балетный вечер состоится сегодня, но уже в другом составе. В этот раз на сцену выйдут знаменитые Виктория Терешкина, Екатерина Осмолкина и премьер Большого театра России Николай Цискаридзе.
"Несмотря на то, что спектакль будет показываться один и тот же, публика увидит два разных, потому что каждый артист будет привносить свое, особенное, восприятие и понимание, - пояснил Фатеев. - Этим и интересно живое искусство, каким является балет".
Завершится трехдневный фестиваль 28 мая гала-концертом звезд балета Мариинского театра. В программе последнего вечера - хореографические миниатюры "Русская", "Расставание", "Тарантелла", па де де на музыку Чайковского и одноактный балет "Кармен-сюита" на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина. В последнем примет участие и знаменитая балерина Екатерина Кондаурова.
Отправлено: 30.05.11 22:40. Заголовок: источник Примерка д..
источник Примерка драгоценностей Молодежная версия "Ромео и Джульетты" в Мариинке
Вторжение "молодежного десанта" на сцену Мариинского театра продолжается. Уже состоялись первые выступления Валерии Мартынюк, Оксаны Скорик и Тимура Аскерова в главных партиях балетов "Дон Кихот" ("Ъ" писал об этом 16 мая) и "Лебединое озеро". Свой список главных партий продолжила пополнять Мария Ширинкина — она дебютировала в "Ромео и Джульетте". В мариинской Вероне побывала ОЛЬГА ФЕДОРЧЕНКО.
Балет Сергея Прокофьева — Леонида Лавровского — центральная жемчужина в изрядно поредевшем ожерелье советской хореодрамы. Подобно знаменитым историческим драгоценностям, сила этого спектакля — в легендарных именах тех, кто с ним соприкасался, и благодаря которым эта жемчужина и обрела свой миф. Судьба драгоценностей складывается по-разному: кто-то предпочитает хранить их в сейфе, кто-то украшает себя на вечеринку в ночном клубе. Есть драгоценности фамильные, которые передают из поколения в поколение, чтобы надевать считанное число раз, но на настоящие праздники. А иногда их украдкой примеряет горничная, чтобы полюбоваться в зеркале на блеск старинных украшений и вообразить себя "госпожой". На моей памяти последний раз "Ромео и Джульетта" сияли в конце 90-х годов, когда, незадолго до смерти, в Петербург приезжала Галина Уланова и репетировала свою самую сердечную роль с юной тогда Майей Думченко.
Мария Ширинкина, дебютировавшая 21 апреля в главной партии "Ромео и Джульетты", — воспитанница пермской хореографической школы, завершает пятый сезон в Петербурге — первую четверть творческого пути. За пять лет станцовано много: всевозможные корифеечные соло, ведущие партии в одноактных балетах ("Аполлон", "Драгоценности", "Шопениана", "В ночи"), главные в "Шурале" и "Сильфиде". Красивых удлиненных линий нынче, кажется, вполне достаточно, чтоб объявить их обладательницу лирической танцовщицей. А если артистка в придачу не вполне твердо стоит на ногах, то дарование ее, несомненно, лирико-романтическое. Дебют Марии Ширинкиной в "Ромео и Джульетте", наверное, можно отнести к той самой примерке драгоценностей, когда более торжествует воображение, нежели реальность. Внешне балерина соответствует образу идеальной Джульетты: высокая, тоненькая, ладная брюнетка со средиземноморскими большими темными очами. Профессиональные показатели, как то: прыжок, вращение, амплитуда подъема ноги — тоже на высоте. Да и когда-нибудь кто-нибудь видел в Мариинском театре танцовщицу абсолютно непрофессиональную?! В партии Джульетты госпожой Ширинкиной внешне все правила игры были соблюдены: темпы доложены, комбинации исполнены, глаза широко распахивались, брови воодушевленно взметались вверх. Но ощущение "примерки украдкой" не покидало: слишком усердно танцовщица копировала знаменитые позы и жесты, словно тинейджерка, отрабатывающая позы и жесты зазывных рекламных див. И сами хрестоматийные "улановские" позы, растиражированные во всех книгах о балете, не были балериной доведены до конца: где-то смазывала впечатление "откляченная" задняя точка или чрезмерный прогиб в пояснице. Прозрачная, "акварельная" хореография в исполнении госпожи Ширинкиной казалась замазанной густым слоем масляной краски. Чудеснейшую диагональ в вариации Джульетты в первом акте (изящные, изысканные по форме скачки на пальцах) узнать оказалось невозможно: это было нечто тяжеловесное, без отрыва от подмостков, вколачивание пуантов в пол. Из "собственных заготовок" запомнилось капризное топанье ножкой в сцене сопротивления родителям в третьем акте: так обиженные дети обещают "всем темно сделать" и закрывают глаза.
Но Ромео у этой недо-Джульетты был замечательный! Владимир Шкляров — очень современный Ромео, молодой шалопай, гуляющий ночи напролет. Так и представляешь его белой питерской ночью в веселой компании. Ромео господина Шклярова кажется танцевальным "братом" Леонарду Уайтингу из фильма Франко Дзеффирелли: такая же яркость и открытость чувств, такая же юношеская страсть и пылкость. Искренности в исполнении Владимира Шклярова было за двоих, он, к счастью, восполнил эмоциональные лакуны, оставленные главной героиней.
Не менее замечателен был Тибальд — Илья Кузнецов. Наглая рыжая бестия с кокетливо спускающимся на лоб "локоном страсти", который он, завзятый дуэлянт и бретер, никогда не забывал заботливо поправлять. Дикая ярость и азарт ведут его по жизни в поисках кровавых приключений. Его шпага — продолжение руки, она раздает задиристые щелчки, обидные подзатыльники и оскорбительные пощечины. С такой энергией и кипящим темпераментом господин Кузнецов мог бы в одиночку выиграть чемпионат мира по хоккею!
а я то думала меня закидают корками от фрухтов... мдя. А оказалось, что я новичок и юзер. Всё правильно оценила. Мдя... А ещё там был клоун. Он мне понравился. С уважением ко всем.
Утонули все… Возобновление балета “Ундина” в Мариинке
Ирина ГУБСКАЯ Фото Натальи РАЗИНОЙ Валентина БАРАНОВСКОГО
Мариинский театр показал необъявленное возобновление балета “Ундина” Чезаре Пуни в постановке Пьера Лакотта. Это парадоксы мариинской экономики: спектакль появился в репертуаре пять лет назад, прошел лишь десять раз – и вот обновление. На “Ундину” в 2006 году Мариинка заполучила знаменитого стилизатора старинных спектаклей Пьера Лакотта, сопоставив его постановочный подход с продолжавшимися тогда спорами о реконструкциях исторических балетов. У Лакотта был опыт сотрудничества с Кировским театром еще в советские времена. И ненамного раньше “Ундины” – “Дочь фараона” в Москве. В общем, результат был предсказуем. Лакотт сделал на основе известных по истории вариантов балета свой, оставив “знаки на узнавание” – отмеченные в изобразительных источниках или литературных описаниях моменты вроде появления Ундины из сетей, танца с тенью или с увядающей розой. Финал был выбран трагический, более логичный в романтическом конфликте соприкосновения земного и идеального – антимиров. И в духе спектакля Жюля Перро, который не был склонен к “благодушным” финалам со спасенной невестой, занявшей свое законное место перед алтарем, и спасенной же Ундиной, вернувшейся в мир бессмертных духов.
Тогда постановочная история получилась мутная, спектакль планировали два года, и в итоге Лакотт выпускал “Ундину” к открытию Фестиваля “Мариинский” как-то наспех, с массой недоработок в сюжете и действии. Было очевидно, что автор за “подготовительный период” остыл. Сейчас Лакотт вновь репетировал. Но постановочного энтузиазма по результату опять незаметно. Нестыковок в “Ундине” стало больше прежнего. Без программки понять, что происходит, где сон, где явь, и вообще успеть заметить важные моменты в действии сложно. Они не все и остались (к примеру, Ундина, на миг подменяющая мадонну – из поразившей современников постановки Перро, – не появилась).
Пантомимные заставки, на премьере более-менее сложившиеся в действие, сейчас выглядят “вклейками”, особенно проходы по авансцене переживающих родителей главного героя. Прессинг танца, поначалу выглядевший захватывающим марафоном, выявил однообразие (хотя танцев стало меньше). Линии кордебалета теперь утратили упругую четкость премьеры (слаженность кордебалета – отдельная проблема последнего времени, особенно в свете предстоящего в июне бенефиса кордебалета). Сюжет тоже “подправлен” – но не улучшен. Джаннину, невесту рыбака Маттео, Ундина теперь не подменяет на пути на венчание – та самостоятельно бросается в воду, причем так, что неясно – то ли бросилась в воду, то ли устала и прилегла на берегу, пока не находят ее платье (причем эта сцена тоже нарочитая, “вклеенная”). Да и сам финал выглядит каким-то куцым: Ундина и Маттео укладываются на сцене, а над ними пробегающие наяды протягивают полосы ткани – получается наводнение. А вроде бы наядам и поплакать, по либретто в программке, полагается, да и Ундину сначала волны уносят, а потом уже Маттео вслед бросается в волны.
Для чего сейчас пригласили Лакотта – неясно. Разве что ради “авторской оркестровки” дирижера Павла Смелкова. Ничего принципиально в музыке Пуни не изменилось. Ну разве что сглажены соответствия музыкальной и хореографической динамики. Больше всего это заметно в партии Королевы моря. Вместо резких и властных Виктории Терешкиной или Екатерины Кондауровой теперь подводная зыбкость пластики Софии Гумеровой и напористая Анастасия Петушкова.
Основной состав солистов – “уже были”. Владимир Шкляров танцевал в “Ундине” перспективным юношей, и многое на это списывалось. Теперь он в ранге премьера. Его техники хватает ровно на то, что идет в обыденном репертуаре. Прыгнуть выше головы не получается: на мелкую отделку, филигранную виртуозность ему банально не хватает сил и четкости в ногах, и к концу спектакля Шкляров элементарно выдохся. Евгения Образцова – Ундина набрала сил и технической уверенности. Обаяние этой героини прозрачно, танец стильный, словно гравюрный, и с той безусильностью, которая держится на стальном стержне мастерства. Екатерина Осмолкина в партии Джаннины сыграла роль объемно – это невеста на пороге новой жизни, стремящаяся к свадьбе и немного сомневающаяся. В танце это проявилось какой-то легкой осторожностью, настороженностью в движениях.
Вторая Ундина – Олеся Новикова, в танце сейчас изумительно красива. И роль заметно проработала. Ундина очаровательна, но это и жестокое дитя. В ней нечеловеческий бездушный эгоизм, погубительность и игривость. Переодетая мальчиком Ундина так заглядывает в лицо Джаннине, словно сама смерть мило улыбается, непонятая земным существом, спокойно переступает через чужую жизнь. Но и особой трагедии в гибели Ундины нет – облачко тает.
Дебюты в главных партиях были у Ирины Голуб и Дениса Матвиенко. Ирина Голуб – яркая красавица Джаннина, олицетворение расцвета жизни, и такая героиня почти вытянула сюжетные недочеты роли. Денис Матвиенко в роли Маттео выглядел, пожалуй, слишком основательным, переросшим романтические порывы и сомнения юности. Танцевальные фиоритуры, которые понаставил для главной мужской партии Лакотт, предназначены для более гибких ног, и для Матвиенко это был серьезный экзамен на выносливость. Он заметно рассчитывал силы, смазывая какие-то мелочи в начале спектакля, и было ощутимо усилие в дуэтах к финалу. Опыт премьера позволил достойно выдержать нелегкое испытание.
Вообще-то изначально спектакль предназначался для Дианы Вишневой, которая, похоже, так и не найдет время для Ундины. И премьера в 2006-м “перешла” к Леониду Сарафанову (ныне танцующему в другом театре), который в этом балете, казалось, напоминал самого Перро – сложением и виртуозной легкостью танца: ему изобилие ювелирной работы ног словно не представляло никакой сложности. Его юный рыбак искренне увлекался неземной девой, искренне горевал, в общем, был олицетворением французской легкости и эмоциональной подвижности.
Непонятно, зачем “Ундину”, благополучно утонувшую в небытии, надумали возобновлять именно сейчас. В мировом репертуаре немало балетов, которые можно было бы возобновить или просто перенести на наличные силы труппы. Да и как пример работы с историческими спектаклями, после “Лебединого озера” и особенно “Лауренсии” в Михайловском театре, балет не выглядит актуальным. Тем более “Ундину”, по большому счету, надо переставлять заново. И вновь доводить труппу до нужной для нее танцевальной и дисциплинарной кондиции.
Все легче вообразить себе, что было бы в Мариинском театре, если бы не Диана Вишнева: высококлассная культурная скука. Ульяна Лопаткина — это восхитительно, но когда видишь пышный анонс на «Лебединое озеро» с ее участием, то чувствуешь, как тебя обступает День сурка. А что труднее вообразить, так это сколько энергии тратит Диана на то, чтобы оставаться главным сюжетом петербургского балета, главным источником новостей, главным информационным поводом. Очередной ее бенефис показывает сейчас Мариинский театр. Не успе-ли еще остыть восторги по поводу прошлой «Красоты в движении», как вот — новая программа. И если вы хотите устроить себе гурманский балетный ужин, то это он.
В этот раз (в отличие от «Красоты в движении») Диана не пашет весь концерт сама — ей помогают гости. Балетные концерты ведь обычно случаются как? Приезжает кто может и с чем может. Так что целое напоминает в лучшем случае салат оливье, в худшем — просто мусорный бак (где, однако, можно откопать бриллиант, но погрузившись по локти в картофельные очистки). Но этот концерт — не обычный. Он художественно бескомпромиссный. Видно, что чело-век все задумал строго, и там, где у него было намечено па-де-де из «Золушки» Рудольфа Нуреева в исполнении солистов парижской Оперы, никак не могло стоять более доступное па-де-де из «Дон Кихота» в исполнении, допустим, живущих по соседству солистов Михайловского театра. И не стоит. «Золушку» танцуют Орели Дюпон и Эрве Моро. Да и прочие номера таковы, что достаточно их просто назвать. «Умирающий лебедь» — но в хореографии Мауро де Кандиа и в исполнении единственного танцовщика-мужчины, способного здесь тягаться с балеринами, — Владимира Малахова. Дуэт из Форсайта (из «Нового сна») — в исполнении танцовщиков Форсайта Ноа Гелбера и Кати Марковской. Сама Диана покажет свою последнюю работу в качестве солистки Мариинского те-атра — дуэт из «Парка» Прельжокажа, славящийся самым долгим поцелуем в балетном репертуаре. А главное — выйдет в хореографии великой американской авангардистки Марты Грэм: балет называется «С поручением в лабиринте». Когда Грэм была жива, самые кассовые балетные звезды ездили к ней в Нью-Йорк на танцевальные медитации смиренно, как послушники на причастие. Было ясно, что овации, гонорары — это, конечно, хорошо, но главное происходит тут, под руководством горбоносой старухи. И честно сказать, Диана Вишнева сейчас — с ее баснословным мастерством и феноменальной пластической чуткостью — самый правильный человек для того, чтобы наглядно объяснить, поче-му это было вот так.
Экс-премьер Мариинки возглавит балет «Стасика» Назначен новый худрук балетной труппы крупнейшего музыкального театра Москвы - имени Станиславского и Немировича-Данченко
Народный артист России Игорь Зеленский приглашен руководить балетной труппой московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Официальное заявление генерального директора театра Владимира Урина о назначении Зеленского художественным руководителем балета должно последовать 14 июня. Сейчас Игорь Зеленский возглавляет балетную труппу Новосибирского оперного театра, и это его первый руководящий пост. Артистическую карьеру уроженец Краснодарского края и выпускник Тбилисского хореографического училища начал в Мариинском театре, где быстро достиг положения премьера. Был также приглашенным солистом берлинской Deutsche Oper и Королевского балета Великобритании. Отдельная строка его биографии — премьерство в New York Сity Ballet. Контракт principal dancer имели там лишь двое русских — Михаил Барышников и Зеленский. Кроме того, он прославился как элегантный партнер знаменитых балерин, в числе которых Ульяна Лопаткина и Сильви Гиллем. В Новосибирске Зеленский обосновался в 2008 году с неоговоренным сроком контракта, заключив с директором театра Борисом Мездричем джентльменское соглашение «работать пока работается». За это время худрук обновил «Лебединое озеро» и «Спартак», обогатил современный репертуар баланчиновским «Не все ли равно?» (Новосибирск — единственный город России, где идет этот нью-йоркский балет) и не слишком яркими, но крепкими постановками Эдварда Льянга. С приглашением первых лиц мирового балета, в частности Иржи Килиана, у Зеленского не сложилось. Но надежды Бориса Мездрича на его международные связи все-таки оправдались. Театр получил престижные гастроли, в том числе на сцене Парижской оперы, а балет Парижской оперы, минуя Москву и Петербург, привез в Новосибирск сложнопостановочную «Пахиту». В заслугу Зеленскому можно поставить и заметно выросший исполнительский уровень труппы — результат жесткой селекции и строгой дисциплины. «Стасику» в последние семь лет фатально не везло с руководителями балета. Дмитрий Брянцев, бывший главным балетмейстером театра на протяжении 19 лет, в 2004-м поехал в отпуск в Чехию и пропал там без вести. Его тело было найдено и опознано только три года спустя. Пришедший после Брянцева народный артист СССР Михаил Лавровский возглавлял коллектив около трех лет и ушел, не дождавшись окончания контракта. По официальным данным — заниматься индивидуальной творческой деятельностью, по неофициальным — из-за проблем с алкоголем и несдержанности характера. Большие надежды стасиковское руководство возлагало на Сергея Филина, и он действительно преуспел. Под его началом труппа станцевала балеты Начо Дуато, Иржи Килиана и Джона Ноймайера и выдвинулась в лидеры отечественного балета. Однако в апреле нынешнего года Филин покинул «Стасик» ради аналогичной должности в родном Большом. Экс-премьер БТ закрыл брешь, которая образовалась в результате увольнения худрука Юрия Бурлаки, отказа прочимого на его место арт-директора балета «Ла Скала» Махара Вазиева и скандальной отставки заведующего труппой Геннадия Янина. После ухода Филина Владимир Урин сообщил журналистам, что не станет торопиться с выбором художественного руководителя и тщательно проанализирует каждую кандидатуру. Известно, что из весомых фигур рассматривались главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер и глава Флорентийского балета Владимир Деревянко. Последний даже приезжал в «Стасик» давать мастер-класс. Выбор Владимира Урина удивит многих поклонников театра на Большой Дмитровке. Не секрет, что генеральный директор — человек образованный и обладающий отменным вкусом — не воспринимает свою должность как чисто менеджерскую и активно влияет на художественную политику и выбор репертуара. При таком гендиректоре задача худрука — с наименьшими потерями в качестве следовать в его фарватере. Зеленский же привык к творческой свободе: Борис Мездрич предоставлял карт-бланш всем его начинаниям. Кроме того, Игорь Анатольевич говорит что думает и не склонен к компромиссам. Эти качества в свое время перекрыли ему дорогу к посту руководителя Мариинского балета. Валерий Гергиев, приняв отставку взбунтовавшегося Вазиева, очевидно, рассудил, что с таким преемником ему будет нелегче. Имеется и еще одно «но». 41-летний премьер до сих пор танцует главные роли в больших балетах и, кажется, не собирается уходить со сцены. В частности, 16 июня он выйдет в новосибирской «Баядерке» в сложнейшей партии Солора. В то же время Урин, приглашая Филина, поставил ему условие — отказ от любых выступлений. И Сергей Юрьевич подчинился, прервав карьеру практически на пике формы. Правда, в Сибири, где с мужчинами-танцовщиками плохо, Зеленский был палочкой-выручалочкой. У станиславцев есть кому танцевать, хотя главный принц — Семен Чудин, учившийся, кстати, в Новосибирске, со следующего сезона переходит в Большой театр.
Итак «Стасик» приобретает харизматичного руководителя, способного дать труппе новый творческий импульс, и проблемного — в связи с явными лидерскими амбициями — игрока руководящей команды. Зная характер Зеленского, можно предположить, что свой новый пост он рассматривает как ступень к более престижным. Есть родная Мариинка, где до сих пор нет полноправного худрука балета, и крупные западные труппы, охотно приглашающие знаменитых варягов.
Что касается Владимира Урина, то он, видимо, намерен увлечь темпераментного коллегу творческими прожектами и тем самым приобрести надежного союзника. Как на ближайшее будущее, так и на долговременную перспективу. Именуется перспектива Большим театром — после ввода в эксплуатацию основной сцены там наверняка сменится руководство. Если Урин, что весьма вероятно, займет кресло гендиректора, ему понадобится крепкий тыл в лице верных худруков.
Диана Вишнёва отметит 15-летие творческой деятельности
Дата публикации: 19:30 16/06/2011 Источник: "Ореанда-Новости" Город: Санкт-Петербург
ОРЕАНДА-НОВОСТИ. Народная артистка России, Лауреат Государственной премии РФ, Прима Мариинского театра, международная звезда балета Диана Вишнёва в 2011 году отмечает 15-летие творческой деятельности.
23 июня в Мариинском театре состоится Бенефис Дианы Вишнёвой. Впервые российскому зрителю будет представлена хореография легендарной основательницы американского танца модерн - Марты Грэм. В программе Бенефиса выступление мировых звёзд балетного искусства, представляющих крупнейшие театры России, Франции, США, Германии и других стран.
Для знакомства с творчеством Дианы Вишнёвой в Санкт-Петербурге и Москве пройдёт ряд мероприятий. - пресс-конференция Дианы Вишнёвой - открытие выставки, посвящённой 15-летию творчества - бенефис Дианы Вишнёвой в Мариинском театре.
20 июня в 13.00 в Санкт-Петербурге пройдёт пресс-конференция Дианы Вишнёвой, посвящённая 15-летию её творческой деятельности.
20 июня в 16.00 в Музее театрального и музыкального искусства состоится открытие мультимедийной выставки, посвящённой творчеству балерины. Экспозиция, представленная в двух залах музея, передаст неповторимую атмосферу происходящего "за кулисами": мягкий свет гримёрной комнаты, фотографии и видео с самых полюбившихся публике спектаклей, сценические костюмы знаменитой балерины.
Выставка продлится до 28 августа 2011 г.
Московский зритель сможет увидеть выступление Дианы Вишнёвой 17 и 18 сентября 2011г. в Государственном Кремлёвском Дворце на гала-концерте "Kremlin Gala Звёзды балета XXI века". Первое отделение Диана представит вместе со знаменитой канадской балетной труппой Эдуарда Лока La La La Human Steps, а во втором отделении Диана Вишнёва планирует представить вместе с Владимиром Малаховым мировую премьеру номера.
Выпуск № 111 от 21.06.2011 Раздумье на краешке сцены Игорь СТУПНИКОВ
В Петербурге состоялся 269-й выпуск прославленной Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей». В течение трех дней зрительный зал был переполнен.
В этом году в мир балета отправляют своих подопечных профессора классического танца Людмила Ковалева и Борис Брегвадзе. Это наставники с огромным педагогическим опытом: Людмила Ковалева может по праву гордиться своими ученицами – Дианой Вишневой, Софьей Гумеровой, Екатериной Борченко; Борис Брегвадзе, отметивший недавно 85-летие, полон сил и внимательно следит за успехами своих «сорванцов» – Павла Лобухина, Владимира Шишова, Григория Попова, Филиппа Степина и многих других.
В нынешних выпускных спектаклях сложилась внутренняя драматургия. Впервые петербургский балет обратился за помощью к московскому. Юрий Бурлака, лишь недавно покинувший пост художественного руководителя балета Большого театра России, был приглашен для постановки крупного фрагмента – «Дно моря-океана» из стародавнего балета Александра Горского «Конек-горбунок». Юрий Бурлака известен своей исследовательской работой в области хореографии и умением восстанавливать по архивным материалам старинные балеты, максимально возвращая им первоначальную форму и замысел. В этом фрагменте, сохранившем аромат и трогательную наивность далекой эпохи, достойно исполнили сложные партии Сергей Стрелков (Гений вод) и Артем Сорочан (Океан). В партии Царицы вод, требующей виртуозной техники, корректно, но без блеска выступила студентка иностранного отделения Изабелла МакГвайер.
Еще один «драматический» сюжет сложился вокруг талантливой выпускницы Ольги Смирновой: ее пригласили в Большой театр России сразу же на положение солистки. На выпускной спектакль с ее участием приехали нынешний художественный руководитель Большого Сергей Филин и знаменитый педагог-репетитор Римма Карельская. Юная выпускница находится в трепетном раздумье: с одной стороны, родной Петербург и Мариинский театр, куда ее также приглашают, с другой – первая сцена страны и заманчивая перспектива солистки балета. Трудный выбор, особенно когда тебе всего восемнадцать. Ольга Смирнова с подлинным блеском, уверенностью и широтой исполнила партию Никии в «Царстве теней» из балета «Баядерка», где ее отличным и надежным партнером был Никита Назаров. На генеральной репетиции мне удалось увидеть Ольгу Смирнову в миниатюре Ролана Пети «Таис», где она была ослепительно хороша. Вот какая «тяжба» случилась между Мариинским и Большим.
Достойное место в программах концертов заняла классика ХХ века. В дуэте из балета Юрия Григоровича «Легенда о любви» ощущением изящества и пленительной красоты порадовали Екатерина Бондаренко и Эльдар Янгиров, а «Венский вальс» Штрауса в хореографии Леонида Якобсона заискрился юмором и «брызгами шампанского» в исполнении Екатерины Улитиной и Ярослава Пушкова. В роли хореографа выступил, и весьма успешно, педагог академии Виктор Баранов, сочинив дуэт «Интермеццо» на музыку Пуччини, который Кристина Шапран и Сергей Стрелков наполнили искренностью чувств и нежностью.
Опус хореографа Константина Кейхеля «Письмо», увы, не доставил радости: трудно было понять, что за иероглифы чертит героиня, чего ждет, о чем печалится. Не менее загадочным показался этюд Ильи Ларионова «Между нами»: по-видимому, молодые супруги разводятся и, как нынче принято, делят имущество – поделили все, а вот один оставшийся стул никак не могут поделить...
Жизнь дипломных спектаклей коротка, она чем-то напоминает листки перекидного календаря. Будем надеяться, что имена нынешних выпускников украсят афиши наших театров.
Светлана Мазурова, Санкт-Петербург "Российская газета" - www.rg.ru 21.06.2011, 16:15
В государственном музее театрального и музыкального искусства в Петербурге открылась мультимедийная выставка "Движение никогда не лжет", посвященная 15-летию творческой деятельности Народной артистки России, балерины Дианы Вишневой.
Гостей встречали юные ученицы Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, которую Диана окончила в 1995 году. Королева танца, божественная - так называют приму Мариинского театра. Директор музея Наталья Метелица рассказывала, что "эти стены, где прежде находилась Дирекция Императорских театров, помнят посещения многих знаменитостей, балетных прим - Кшесинскую, Карсавину, Уланову, Павлову, Плисецкую…"
- Этой выставкой мы (имею в виду театр) не подводим итоги, лишь хотим показать, как много сделано и чем я живу сейчас, - говорит Вишнева.
Виновница торжества призналась, что не ожидала увидеть на своей выставке так много людей. Рассказала, что долго выбирала место, где хотелось бы провести ее, что не контролировала ее организацию (выступления, переезды не позволили ей этим заниматься), и что все получилось только благодаря ее папе, взявшему на себя всю подготовительную работу. Виктор Вишнев, к слову, является президентом Фонда содействия балетному искусству Дианы Вишневой.
На вопрос журналистов о том, что на этой выставке балерине особенно дорого (какой приз или костюм?), она ответила:
- Здесь для меня все дорого. Выставка уникальная, замечательная, волшебная. Название "Движение никогда не лжет" - это высказывание Марты Грэм, великого американского хореографа, работу которой - "Лабиринт" - я представлю в своем бенефисе. Одноактный балет был создан Грэм в 1947 году, но на российской сцене он поставлен впервые. Смотреть фоторепортаж Дмитрия Кощеева
Экспонаты заняли два зала. Костюмы, в которых Вишнева танцевала в Мариинском театре, - из спектаклей "Спящая красавица", "Дон Кихот", "Жизель", "Лебединое озеро". Гримировальный столик, на нем вещи актрисы: иконка, театральный грим, флакон духов, веер, маленький плюшевый медвежонок. Афиши, призы. Видеофильмы, рассказывающие о творчестве Вишневой. Фотографии репетиций, сцен из спектаклей. Самая свежая - сделана в Нью-Йорке известным французским фотографом Патриком Демаршелье для русского журнала Vogue. Есть и фотографии из мира кино: Вишнева снималась в фильме режиссера Рустама Хамдамова "Бриллианты" (картина была показана в прошлом году на Венецианском кинофестивале).
Представлены "бытовые" снимки: регистрация рождения Дианы во дворце "Малютка" (крошка у папы на руках), ее детство - с мамой и сестрой Оксаной, с дедушкой на рыбалке, в школе, в кружке хореографического танца в ленинградском ДК имени Горького. Юная балерина с педагогами, репетиторами, хореографами. С Галиной Улановой в Большом театре. Золотая медаль международного конкурса юных артистов балета в Лозанне, выигранная в 1994 году, и письмо мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, поздравившего балерину с победой.
Какой характер у Дианы? Чем она любит заниматься в свободное время? Актриса впускает публику в свой мир, приоткрывает завесу над личной жизнью. Выдержки из интервью, лаконичные ответы на вопросы о сокровенном. Читаем:
- Я знала и знаю только бесконечную любовь родителей ко мне.
- В принципе, все, что я умею, - это вклад многих людей.
- А вы встречали балерину без характера? Их нет.
- Я очень требовательный человек, прежде всего, к себе.
- Мне не нужны миллионы, хотя я привыкла к комфорту.
- Я не капризничаю и не строю из себя приму. Разумные требования - и все.
- Я никогда не теряю времени попусту и не делаю лишнего.
- У меня не получается отдыхать.
- Мне трудно долго находиться дома, в четырех стенах.
- Люблю читать, хотя вечерами от усталости роняю книгу из рук.
Вслед за открытием выставки 23 июня в Мариинском театре состоится "Бенефис Дианы Вишневой" с участием звезд мирового балета. А в октябре балерина планирует представить в Мариинском театре новый сольный проект - "Диана Вишнева. Диалоги".
Выставка в Петербурге будет работать два месяца, до 28 августа. Возможно, позже ее привезут в Москву.
Справка "РГ"
Фонд Дианы Вишневой учрежден в 2010 году. Это культурная и благотворительная организация, действующая на территории России, США и Японии. Основные цели - повышение доступности балетного искусства для различных слоев общества, его популяризация, создание новых балетных проектов, помощь ветеранам сцены.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет